Особенно ярко этот тренд будет выражен в финансовом секторе: новые точки роста ищут сами компании и их клиенты, поэтому увеличение спроса на подобные услуги выглядит естественно. Особое внимание компании уделяют цифровизации, использованию технологий искусственного интеллекта и привлечению относительно недорогого капитала в условиях сохраняющихся высоких ставок на финансовом рынке.
Финансовый сектор — кровеносная система экономики нашей страны — не просто смог выжить в непростых условиях, но и получил стимул к более стремительному развитию. Это доказывает хотя бы тот факт, что на фоне ухода с рынка иностранных платежных систем доля безналичных платежей в стране выросла до 83 процентов — об этом, в частности, рассказывала первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова.
В беседе с ‘РГ’ представители отечественных банков отмечают, что в последнее время этот сектор стал меньше обращаться за профессиональными консультациями по основным направлениям бизнеса, но зато интерес к непрофильным темам вырос кратно.
Заместитель председателя правления банка для бизнеса ‘Бланк’ Константин Семенов отмечает, что чаще всего такие организации обращаются за экспертизой по смежным направлениям — ИТ, информационная безопасность, разработка программных продуктов и так далее. Это, по его словам, отражает тенденцию роста в целом банковского сектора с одновременным масштабированием спроса на стороннюю экспертизу: компании ищут возможности для развития и обеспечения собственной безопасности и устойчивости.
‘Существенный рост потребности консультационных услуг ощущается в области ИТ (разработка, инженерия), — говорит Константин Семенов. — В то же время снижение спроса происходит в направлениях риск-менеджмента и международных расчетов. Такая ситуация объясняется несколькими факторами. Во-первых, ростом внутренней экспертизы, во-вторых — изменениями рынка и продуктовой трансформацией банковского сектора в целом’.
При этом отдельные бизнес-направления в структуре финансового сектора активно привлекают консалтинговые компании при разработке принципиально новых подходов к обслуживанию клиентов. Директор центра стратегического анализа ‘Ингосстраха’ Евгения Васильева рассказала, что потребность в таких услугах обусловлена структурной трансформацией экономики в сторону перехода взаимодействия с клиентами в цифровые каналы, а также появлением новых конкурентов на страховом рынке. Поэтому основные точки роста связаны с новыми бизнес-моделями и цифровой трансформацией компаний в целом.
‘В данный момент существует спрос на услуги по адаптации новых технологий, куда входят искусственный интеллект, цифровые двойники процессов, новые каналы взаимодействия (например, VR) и другие перспективные технологии, — рассказывает Евгения Васильева. — Мы ожидаем сохранения спроса в традиционных направлениях, включая стратегическое развитие и организационную культуру, а также дальнейший рост консалтинговых услуг по адаптации цифровых технологий и новых бизнес-моделей’.
Собеседники ‘РГ’ уверены, что уже сейчас начинает складываться тренд на привлечение консалтинговых компаний к разработке новых корпоративных программ найма высококвалифицированных специалистов и их удержания. Этому способствуют рекордно низкий уровень безработицы и растущий спрос на трудовые ресурсы: так, в апреле этого года число размещенных вакансий выросло на треть к показателю 2023-го.
‘В текущих условиях рынка труда услуги по управлению отношениями с сотрудниками, поиску наиболее эффективных мотивационных стратегий и коммуникаций будут постепенно становиться востребованными на постоянной основе, — уверен Константин Семенов. — В банковской сфере этот тренд особенно сильно проявится в сегменте обслуживания бизнес-клиентов’.
Весьма специфические изменения наблюдаются в области брокерского консалтинга. Руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ ‘Финам’ Дмитрий Леснов рассказал, что у брокеров существенно вырос спрос на консалтинговые услуги по всевозможным перспективным инструментам вроде искусственного интеллекта, рекомендательных систем, роботов-советников и так далее. Это соответствует тем направлениям, в которых компании стараются предложить своим клиентам максимально высокий уровень сервиса.
Отечественный бизнес стал гораздо чаще обращаться за консалтинговыми услугами в области доверительного управления финансовыми активами
К самим брокерам стали чаще обращаться по поводу привлечения капитала для бизнеса через инструменты фондового рынка. Собеседники ‘РГ’ отмечают, что наибольшая потребность проявляется в секторе услуг по подготовке и сопровождению IPO, причем в структуре спроса появляется все больше средних и даже малых компаний, ранее обходивших биржевые инструменты привлечения капитала стороной. Причина смены вектора — высокие ставки финансового рынка и перспектива сохранения относительно жесткой денежно-кредитной политики Банка России в обозримом будущем.
Также бизнес стал гораздо чаще обращаться за консалтинговыми услугами в области доверительного управления активами, добавляет эксперт по фондовому рынку ‘БКС Мир инвестиций’ Евгений Миронюк. Среди владельцев крупного капитала набирает популярность ‘упаковка’ активов в закрытые паевые инвестиционные фонды (ПИФы) — это вполне можно считать новым трендом для российского рынка.
‘Перед ними стоит много важных вопросов: как снизить риски, где искать точки роста, как оптимизировать налоги и эффективно управлять имуществом предприятия, — говорит эксперт. — Это в том числе помогает компаниям привлекать займы под залог активов без прямого кредитования в финансовых организациях’.
Собеседники ‘РГ’ отмечают, что вышеуказанные тренды в консалтинге будут преобладать на протяжении ближайших нескольких лет. Этому будут способствовать сохранение курса на импортозамещение, необходимость масштабирования бизнеса за счет привлеченного капитала, освоение новых продуктовых ниш, высвободившихся после ухода зарубежных компаний, и структурная перестройка экономики с акцентом на поиск новых партнерств в азиатских странах.