ЦБ РФ направил в ФАС сведения о количестве кредитных организаций, которые соответствуют критериям отбора, установленным региональными постановлениями. Служба сопоставит их с общим количеством действующих кредитных организаций в каждом субъекте, а также проанализирует нормативные правовые акты на предмет соответствия антимонопольному законодательству. В случае выявления признаков нарушения Закона о защите конкуренции ведомство примет меры реагирования.
Подобные меры приняты на фоне завышения критериев отбора кредитных организаций для размещения средств региональных бюджетов в ряде региональных нормативно-правовых актах. Эти требования существенно сужают число организаций, участвующих в отборе, и ограничивают конкуренцию в банковском секторе.
Кроме того, ФАС России будет вносить предложения и по изменению постановлений правительства РФ, которые устанавливают завышенные требования к кредитным организациям для размещения средств на счетах банков и предоставления банковских гарантий. Эти ограничения приводят к отбору исключительно крупных кредитных организаций.
В качестве основного рыночного критерия для оценки финансовой устойчивости банков служба предлагает опираться на уровень их кредитного рейтинга. Данный вопрос ведомство планирует прорабатывать совместно с Министерством финансов РФ.
Ранее замглавы ФАС Петр Иванов на полях ПМЭФ-2024 рассказал о том, что Индекс деловой репутации является эффективным механизмом поддержки развития конкуренции. Он напомнил, что на сегодняшний день утвержден национальный стандарт ‘Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса’. В ФАС полагают, что только этот ГОСТ можно применять в рамках исполнения постановления № 2604.
Иванов также заявил, что ЭКГ-рейтинг (Экология.Кадры.Государство) является комплексной оценкой субъекта предпринимательской деятельности. Она выражается в баллах и публикуется в открытом доступе. ФАС выступила с предложением проанализировать работу ЭКГ-рейтинга на практике и в случае его эффективности рассмотреть возможность его учета не только при проведении конкурсов, но и во всех закупках в рамках закона о контрактной системе.