Криптокомпании столкнулись с трудностями в рекламировании своих продуктов после вступления в силу закона, ограничивающего рекламу криптовалют. Так, о запрете размещения рекламы на стендах проинформированы участники крупнейшего профильного форума CryptoSummit. Участники рынка, в том числе медийного, намерены ждать разъяснений по применению нового закона. По предварительным оценкам экспертов, тотальный запрет на рекламу может снизить операционную прибыль криптокомпаний на 10–25 млрд руб. в год.
По данным опроса “Ъ”, криптокомпании стали сталкиваться со сложностями в публикациях информации о своей деятельности после вступления в силу закона о криптовалютах. Так, участники CryptoSummit (крупнейшее криптособытие года, около 7 тыс. участников) получили письмо, согласно которому на мероприятии нельзя будет использовать на стендах конкретные монеты, услуги торговых ботов, доверительное управление криптовалютой, обменники, биржи и иные сделки с криптовалютой.
Закон о майнинге криптовалют подписан президентом РФ Владимиром Путиным 8 августа. Кроме отдельных положений, он вступил в силу 17 августа. Закон содержит положения о рекламе криптовалют. Объектами рекламы не могут быть сама цифровая валюта и услуги криптообменников, криптобирж и криптокошельков. Рекламировать криптофорумы или курсы остается возможным. Административные штрафы за нарушение: для граждан — в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Штрафы распространяются на рекламодателей, рекламопроизводителей или рекламораспространителей.
Аналитик рынка криптовалют Виктор Першиков отметил, что новый закон оказал существенное влияние на рекламирование услуг криптокомпаний, с которыми он сотрудничает. Ситуация усугубилась после заявления «Яндекса» об отказе рекламировать объекты, которые косвенно связаны с криптовалютой, заметил основатель юридической компании GMT Legal Андрей Тугарин.
По оценке независимого финансового аналитика Андрея Бархоты, ограничение продвижения услуг участников криптовалютного сегмента может затронуть от 500 до нескольких тысяч хозяйствующих субъектов. Эксперт отмечает, что без маркетинговой поддержки продаж продуктов и услуг криптокомпаний их потенциальный объем может снизиться на 35–55%, а в терминах операционной прибыли это 10–25 млрд руб., оценивает он.
Под запрет рекламы попали даже сервисы для проверки криптокошельков и трансакций на предмет отсутствия грязной криптовалюты, заметила основатель New Level Agency Татьяна Максименко.
Рекламировать можно только оборудование для майнинга, обучающие материалы и консультации юристов, пояснила она. «В лучшем случае рекламировать связанные с криптовалютой услуги удастся в закрытых телеграм-каналах. Контекстной рекламы больше не будет, а это сильно сократит приток новых пользователей. Теперь основной упор придется делать на сарафанном радио и реферальных программах по типу ‘пригласи друга и получи какой-то бонус’»,— рассуждает эксперт. «Будем искать иные каналы, благосклонные к дельным криптопроектам,— Telegram, Google»,— говорит СЕО EXVED Сергей Менделеев.
Также, судя по всему, запрет на рекламу криптовалют не коснулся профильных СМИ. Так, в редакции издания Bits.media не получали ни от кого никаких уведомлений о требованиях к рекламе. «Рынок оказался в состоянии очень сильной неопределенности»,— заявили в редакции.
Главным и ключевым риском сейчас является то, что принятый закон о майнинге и криптовалюте де-факто ничего не изменил и никаких правил игры не установил, считает господин Першиков. Эксперт ожидает «обещанного ‘реестра’ криптокомпаний от ЦБ, которые смогут предлагать свои услуги в РФ», но он не уверен, что «в этот реестр смогут попасть все, кто захотят». «Скорее всего, крипта в РФ станет уделом госбанков и крупных криптообменников, тогда как частный бизнес в сфере криптовалют, я полагаю, будет вновь вынужден формироваться вне страны»,— заключает эксперт.