Промсвязьбанк (ПСБ) выходит на микрофинансовый рынок. Он собирается получить долю в «Смарттехгрупп» (владеет МФК CarMoney) до 25%. Для банка такое партнерство — возможность взять быстрый старт в автокредитовании и выйти на микрофинансовый рынок, для CarMoney — расширить бизнес с автозалогового до беззалогового за счет финансирования от партнера.
ПАО «Смарттехгрупп» (ПАО СТГ) и Промсвязьбанк объявили о стратегическом партнерстве. ПСБ в ближайшее время намерен довести долю владения в компании до 25%, в том числе благодаря реализации добровольной оферты (с 11 сентября по 2 октября). В банке не раскрывают текущий объем владения акциями ПАО СТГ, однако, по словам собеседников “Ъ”, знакомых с ситуацией, он составляет около 5%.
Максимальная цена оферты составит 2,5 руб. за одну акцию. Оферта доступна для всех акционеров, при этом основные собственники ПАО СТГ продавать свою долю не планируют. В течение года компания намерена провести допэмиссию акций по закрытой подписке в пользу ПСБ, менеджмент полагает, что стоимость акции в рамках дополнительной эмиссии будет не ниже цены оферты. Одним из ключевых условий партнерства является ежегодная выплата дивидендов ПАО СТГ.
ПАО СТГ является материнской компанией CarMoney (ООО МФК «КарМани»), лидера в сегменте займов под залог автомобиля. В начале июля на Мосбирже прошло IPO ПАО СТГ, было привлечено 978 млн руб., акции были размещены в рамках прямого листинга в диапазоне 2,37–3,16 руб. На вторичных торгах акции снижались в цене и в начале сентября достигали 1,6 руб. (см. график). В день объявления о планах ПСБ котировки акций поднимались на 22%, до 2,37 руб. Однако к закрытию торгов остановились вблизи отметки 2,16 руб.
Хотя стороны преследуют разные цели, синергия такого союза очевидна. «Для ПСБ одним из ключевых направлений сотрудничества станет разработка и запуск технологичной платформы автокредитования,— пояснили там.— Автокредитование будет продуктом банка, роль партнера в проекте — совместная разработка ИТ-инфраструктуры кредитования на базе платформы». CarMoney в рамках продуктового направления партнерства сможет предоставить заемщикам не только привычный автозаем, но и короткие классические беззалоговые займы до 100 тыс. руб., а также необеспеченные займы до 1 млн руб. по ставкам, более приближенным к банковским. Сейчас в компании есть лишь небольшой поток беззалоговых займов (не более 7%), пояснили в компании.
«С недавних времен борьба за пользователей усложнилась введением ряда регуляторных ограничений, и поэтому еще большее значение приобретает скорость внедрения новых продуктов и услуг,— отмечает председатель совета СРО ‘МиР’ Эльман Мехтиев.— Именно поэтому банки заинтересованы в кооперации с МФО, сумевшими добиться в своей нише значительных успехов». Сегодня собственные МФО есть у многих банков: Альфа-банка, Росбанка, Т-Банка, Совкомбанка, ОТП-банка, банков «Уралсиб» и «Русский стандарт». О планах создания собственных МФО объявлял ВТБ-банк (см. “Ъ” от 30 августа).
До сих пор банки предпочитали создавать МФО с нуля, но и стратегия ПСБ оправдана.
«Вопрос в скорости выхода на рынок — можно строить все самому и немного сэкономить,— продолжает Эльман Мехтиев.— А можно пойти на кооперацию с лучшими и выиграть во времени». По словам директора по устойчивому развитию Summit Group Амиры Васильевой, проект ПСБ и CarMoney — сигнал всему рынку, что два сегмента могут быть равнозначными партнерами. «Аппетит к риску в классических коротких займах гораздо выше, поэтому ошибки неизбежны, но с поддержкой ПСБ у компании хорошие шансы занять свое место на рынке»,— добавляет гендиректор Webbankir Андрей Пономарев.
Как регуляторные ограничения подталкивают банки на новые рынки
По словам гендиректора «Бизнесдрома» Павла Самиева, для выполнения оферты инвесторам предлагается цена с премией — это рыночная практика. «Цена оферты в 2,5 руб. за акцию выглядит привлекательно для акционеров,— считает президент ‘ИнвойсКафе’ Геннадий Фофанов.— Но учитывая, что free-float компании составляет около 30%, такое предложение может привести к росту цены акций на открытом рынке». На долгосрочном горизонте акции компании могут превысить отметку в 2,5 руб. за акцию, говорит аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев.