Надежный банк для успешного развития

Мы работаем с 1994 года

Москва, Подсосенский      
пер., д.23, стр.2
Пн-Чт 9:00 - 18:00 (без обеда)
Пт 9:00 - 16:45
Сб, Вс выходной

В приложениях банков появятся ‘тревожные кнопки’ для жалоб на мошенников

Об этом шла речь на Уральском форуме ‘Кибербезопасность в финансах’.

Как заявила там глава Банка России Эльвира Набиуллина, по данным банковской отчетности, мошенники в прошлом году похитили у граждан более 27 млрд руб. Причем многие банки просто-напросто занижали настоящий уровень кибермошенничества, добавила она.

Многие жертвы мошенников никому не рассказывают об обмане — в банк не обращается даже половина из них. В полицию заявил едва ли каждый третий

‘Мы, например, выяснили, что один из крупных банков системно не регистрировал все операции без согласия и не направлял в базу данных обращение обманутых клиентов под тем предлогом, что человек пусть под влиянием обмана, но ведь сам перевел — где же здесь ‘без согласия’? И нам пришлось применять и надзорные меры, некоторые банки пришлось наказывать. Мы также уточнили юридическое понятие мошеннических действий, не просто операция ‘без согласия’, а ‘без добровольного согласия’, — рассказала Набиуллина.

Далеко не все жертвы телефонных мошенников обращаются не то что в полицию, а хотя бы в банк. На днях ЦБ обнародовал результаты своего опроса, из которого следует, что обманутые хоть и начали чаще заявлять о произошедшем с ними, но этого по-прежнему не делает даже половина жертв мошенников. Так, в прошлом году в свой банк обратились 42,8% потерявших свои деньги, а в полицию — только 30% респондентов. ‘Человек на практике редко бьет во все колокола. Он может обратиться только в банк, может обратиться только в полицию, может и никуда не обращаться, потому что ‘некогда’, ‘нет смысла’, иногда стесняются люди’, — сказала Набиуллина. Но мошенники не должны оставаться безнаказанными, подчеркнула она.

Следовательно, можно попытаться сделать проще и удобнее сам процесс обращения с заявлением о мошенничестве. ‘Мы планируем обязать банки с октября внедрить в свои приложения так называемую спецкнопку, чтобы пострадавшим не приходилось идти в отделение банка. Чтобы они могли прямо в приложении подать заявление о мошеннической операции и там же в режиме онлайн получить нужную справку для обращения в полицию. То есть упростить также и возможность обращения в полицию. И наоборот, в том же мобильном приложении человек сможет ответить на запрос банка, является ли операция мошеннической’, — поделилась планами Набиуллина. По ее словам, такое требование коснется банков, через которые проходит основной поток платежей, то есть речь прежде всего о крупных системно значимых банках и кредитных организациях, которые значимы на рынке платежных услуг.

‘Тот уровень финансового мошенничества, который складывается сейчас, он нетерпим. И это на всех уровнях все понимают, и понимают и регуляторы, и участники рынка, что это будет залогом принятия тех эффективных решений, которые позволят кардинально изменить ситуацию’, — подчеркнула Набиуллина. В последнем должен помочь в том числе и масштабный законопроект правительства на эту тему.

Эльвира Набиуллина: Многие банки занижали реальный уровень кибермошенничества. Фото: Татьяна Андреева

Правительство внесло его в Госдуму в середине февраля, в документе содержится около 30 мер по борьбе с телефонными мошенниками. Как сообщил на Уральском форуме глава минцифры Максут Шадаев, львиная доля из них должна реализоваться уже в 2025 году.

Правовые аспекты банковской деятельности эксперты ‘РГ’ разбирают в рубрике ‘Юрконсультация’

Одна из них в том числе ломает тривиальную, но все еще работающую схему мошенников с выманиванием одноразовых кодов из смс-сообщений — например, кода для смены пароля на Госуслугах. Мошенники меняют пароль и получают полный доступ к аккаунту жертвы.

‘Есть простые вещи, мы их обсуждаем: не отправлять смс с авторизационным кодом, пока есть активное голосовое сообщение, то есть разорвать эту связь. Отправлять вместо одной смс две: первой предупреждать о том, что, возможно, совершается мошенничество (сейчас и код, и предупреждение содержатся в одной смс. — ‘Российская газета’), вторую отправлять через 10-15 минут, чтобы у пользователя была возможность осознать эти факты’, — рассказал Шадаев.

Еще одна важная мера — создание доверенных лиц для ряда пользователей. ‘Мы обсуждаем, что, например, банки должны предложить, особенно старшему поколению, возможность указать второе лицо, которое будет подтверждать определенные действия: операции совершать, суммы, снятия, переводы, оформление кредитов’, — добавил Шадаев.

А летом, по его словам, будет введен запрет на рекламные спам-обзвоны. ‘При этом все звонки, исходящие от организаций и входящие для абонентов, будут идентифицированы’, — добавил министр.

Также на портале Госуслуг уже с 1 апреля планируется запустить сервис по проверке всех оформленных на пользователя договоров с операторами связи. ‘Это очень важно, потому что есть гипотеза, что некоторые договоры, которые на нас оформлены, мы про них не знаем, и этими сим-картами пользуются мошенники’, — пояснил Шадаев.

Одна из главных проблем на сегодня не только в том, что мошенники лишают людей сбережений. Все больше жертв отдают им не свои деньги, а взятые в кредит у банка. ‘За прошедший год, к сожалению, масштаб кредитного мошенничества вырос. По нашим оценкам, кредитные деньги, которые выводятся мошенниками, составляют около 40% всех похищенных у граждан средств. В прошлом году это было около 25%. Очень активно используются схемы с виртуальными картами, когда люди сами привязывают к своему телефону чужую карту и потом через банкомат вносят на нее деньги’, — рассказала Набиуллина.

Банки должны предложить старшему поколению возможность указать доверенное лицо, которое подтверждало бы их действия с деньгами

В Банке России рассчитывают, что переломить эту ситуацию поможет поэтапно вступающий в силу закон о ‘периоде охлаждения’ в потребительском кредитовании: крупные суммы нельзя будет получить очень быстро. Так, с 1 сентября банки и микрофинансовые организации должны будут передавать заемщику деньги не раньше чем через четыре часа, если кредит составляет 50-200 тыс. руб. Если он больше 200 тыс. руб., то пауза между оформлением кредита и получением денег составит двое суток.

‘Мы будем помогать и банкам, и микрофинансовым организациям, которых это касается, подготовиться к каждому этапу в срок и качественно. Но главное, мы видим задачу все-таки, чтобы кредитное мошенничество перестало расти’, — отметила Набиуллина.

С этим тезисом, если говорить о борьбе с кибермошенниками в целом, согласился и Шадаев. ‘Честно говоря, замедление роста кибермошенничества — самая главная задача на 2025 год’, — сказал он. Роман Маркелов, Екатеринбург

Российская газета — Федеральный выпуск: №38(9577)

Прокрутить вверх