Способ оплаты не должен влиять на конечную стоимость товаров и услуг, даже если нравится самим потребителям, указывают сенаторы. Предлагаемые регуляторные меры призваны обеспечить финансовым посредникам равные условия доступа к платформам, исключив преимущества для связанных с маркетплейсами банков.
В Ozon и ‘Яндекс маркете’ ситуацию пока не комментируют, а в Wildberries & Russ уже выступили против новых регуляторных мер. WB усмотрел в них попытку пролоббировать интересы коммерческих банков, которые с появлением у маркетплейсов собственных банков лишились львиной доли доходов от проведения платежей. Вместо лоббизма представитель Wildberries & Russ посоветовал конкурентам заняться повышением своей эффективности и поработать над снижением цен.
Остальные банки подход Совета Федерации к регулированию механизмов оплаты товаров на маркетплейсах поддержали. А вот Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) высказала мнение против:
‘Мы выступаем за равный подход к регуляторным требованиям как к платформам различных видов, так и к участникам других рынков и товарных, и финансовых. Однако, обсуждаемая инициатива выделяет программы лояльности только одного сегмента, притом что весь рынок использует для этого множество различных механик — скидки, кешбэки, баллы и бонусы. Очевидно, что любые искусственные ограничения отразятся в первую очередь на россиянах’, — заявил ‘Российской газете’ президент АКИТ Артем Соколов.
Позицию маркетплейсов в этой дискуссии тоже понятна и объяснима. Использование ими своих собственных банковских продуктов вполне логично, ведь это единственный шанс для них распространить свои финансовые продукты среди потенциальных клиентов — пользователей площадок, говорит гендиректор платежного сервиса Vepay Георгий Никонов. Кроме того, это банально дешевле, чем привлекать посредника в виде стороннего банка, добавляет начальник аналитического отдела инвесткомпании ‘Риком-Траст’ Олег Абелев.
Когда покупатель платит собственной картой маркетплейса, то он избегает комиссии, которую он обязан платить за эквайринг платежным системам и банкам. А это часто 2-3% от суммы оборота, напоминает Абелев.
Способ оплаты не должен влиять на конечную стоимость товаров, даже если такой подход к скидкам нравится потребителям, считают сенаторы
‘Для больших маркетплейсов это большие суммы. А вторая причина — это стимулирование лояльности и создание экосистемы. Потому что платежный инструмент это же ведь не просто способ оплаты, это ключевой элемент экосистемы. Привязывая к себе платежные привычки клиента, маркетплейс увеличивает и сумму покупок, и частоту покупок, и получает данные о финансовом поведении пользователя. И третье — это прямой маркетинг. Собственное платежное приложение — это просто еще один новый канал коммуникации с клиентом’, — перечислил аналитик.
В случае вступления в силу новых регуляторных мер, крупнейшие маркетплейсы лишатся важных конкурентных преимуществ, подчеркнул Олег Абелев.
‘Конкуренция на рынке банковских карт высочайшая, уровень сервиса топовых банков в России — действительно хорош, плюс лояльность к ряду банков у пользователей также вполне стабильная величина. Поэтому, обладая миллионами активных клиентов и возможностью управления их поведенческой моделью внутри экосистемы, наличие собственных кошельков и банковских карт видится как инструментом контроля лояльности, так и новой точкой взаимодействия с людьми’, — пояснил со своей стороны Никонов.
Покупателей в первую очередь привлекает снижение стоимости товара при использовании собственного платежного метода маркетплейса. ‘Однако все банковские приложения сейчас имеют программы лояльности, свои партнерские сети и пользуются абсолютно такими же инструментами, только возвращают бонусные баллы в виде кешбэка или похожими методами. И задача у них абсолютно такая же — сохранить клиента в своей экосистеме, дать ему совершить оплату без использования эквайринга через списание со счета банковской карты через мобильное приложение’, — отметил он.
Монетизация платежных услуг приносит маркетплейсам сверхдоходы и позволяет их финансовым структурам занимать лидирующие позиции в банковской сфере, полагает директор по аналитике ‘Инго Банка’ Василий Кутьин.
‘Финансовые показатели трех банков, аффилированных с самыми популярными маркетплейсами, бьют рекорды — по данным на 1 сентября 2025 голда, их объем нетто-активов вырос от 3 до почти 4 раз за последние 12 месяцев. Обеспечение равных условий при использовании платежных инструментов отвечает требованиям поддержания конкуренции на финансовом рынке’, — убежден эксперт.
Если предложенные Совфедом поправки будут приняты, существующая система скидок на маркетплейсах, дающая преференции связанным банкам, будет трансформирована ими на уровень программы лояльности этих банков. ‘Конкуренция в дальнейшем развернется в области банковских программ лояльности. Например, некоторые крупные банки уже предлагают выгодные кешбэк-условия при оплате их картами на маркетплейсах’, — спрогнозировал Кутьин.
Само появление спора между банками и маркетплейсами вызвано разными трактовками действующих регуляторных норм, заметил эксперт Института экономики роста им. П.А. Столыпина Дмитрий Григориади.
‘С одной стороны, Закон ‘О защите прав потребителей’ прямо запрещает устанавливать разные цены на один и тот же товар в зависимости от способа оплаты. Банки и регуляторы считают, что скидка за оплату картой маркетплейса — это завуалированное нарушение этого запрета, так как по факту цена для покупателя меняется. С другой стороны, маркетплейсы ссылаются на старые разъяснения Роспотребнадзора, которые допускали подобные скидки в рамках программ лояльности, доступных всем желающим. Однако правовая и рыночная ситуация с тех пор кардинально изменилась, и старые трактовки могут быть пересмотрены’, — объяснил юрист.
В части ограничения конкуренции и конкурентных преимуществ ответ на эту коллизию представляется более однозначным, считает Дмитрий Григориади.
‘Когда гигантская платформа, контролирующая доступ к миллионам покупателей, дает преференции только своему банку, это создает неравные условия для всех остальных банков. Они лишаются возможности честно конкурировать за клиента. Глава одного из крупнейших банков приводил данные, что более 80% клиентов выбирают банк маркетплейса именно из-за скидок, что доказывает мощный ограничительный эффект. Поэтому речь идет не столько о потере маркетплейсом честного конкурентного преимущества, сколько о лишении его возможности использовать свою рыночную мощь для выдавливания конкурентов со смежного, финансового рынка’, — говорит эксперт.
В результате государство в лице Совета Федерации и Центробанка четко обозначило свою позицию: правила игры должны быть едиными для всех. ‘Наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития событий — внесение прямых поправок в новый Закон ‘О платформенной экономике’, которые установят принцип единой цены на товар вне зависимости от платежного инструмента. Это не убьет программы лояльности, но заставит маркетплейсы перевести их в более конкурентный и справедливый формат, например, в виде кешбэка или бонусных баллов, как это принято во всем мире. В конечном счете это должно защитить и права потребителей на свободный выбор, и здоровую конкуренцию на финансовом рынке’, — заключил Григориади.
Российская газета — Федеральный выпуск: №232(9771)
